МЕСТО И РОЛЬ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА В АУДИТОРСКОЙ , ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Целью анализа в аудите являются:

•определение аудитором сущности и содержания деловой активности клиента;

•оценка финансово-хозяйственных перспектив его функционирования в будущем;

•выявление зон возможных преднамеренных и непреднамеренных ошибок во внешней отчетности клиента.

Анализ - это один из методов познания окружающей действительности. Финансовый анализ - есть метод познания финансового механизма предприятия, процессов формирования и использования финансовых ресурсов для его оперативной и инвестиционной деятельности. Результатом финансового анализа является оценка финансового благополучия предприятия, состояния его имущества, активов и пассивов баланса, скорости оборота всего капитала и его деятельных частей доходности используемых средств.

Знакомство с балансом предприятия-клиента практически является обязательным этапом в работе аудитора как на этапе заключения договора, так и в ходе самой проверки. Финансовые оценки бухгалтерских отчетов в сжатом и концентрированном виде нужны аудитору как ориентиры, как сигнальные указатели. Они выполняют роль подсказки для выбора правильного решения в процессе аудирования. Осведомленность аудитора как следствие проведенного финансового анализа придает ему уверенность в своих действиях, помогает правильно спланировать проверку, выявить слабые места в системе учета,

Аналитические процедуры аудитора в ходе предварительного ознакомления с бизнесом клиента сводятся к следующим типовым действиям:

Целью применения аналитических процедур является определение нетипичных ситуаций в деятельности предприятия и в его отчетности. Таким образом, правильно организованный предварительный обзор финансового состояния предприятия ведет к снижению риска аудитора в ходе проверки. Процедуры предварительного обзора могут с успехом применяться и на последующих этапах проверки.

Для осуществления своих функций аудитору необходимо быть знакомым и понимать содержание деятельности клиента, а также его взаимоотношения со своими партнерами. Если аудируемое предприятие является давним клиентом аудиторской фирмы, то в основе планирования аудита в текущем году лежат имеющиеся у нее (фирмы) опыт и знания о клиенте. Анализ применяется аудитором для сравнения учетных и отчетных данных текущего года с уже проверенной информацией прошлых лет. При этом обращая внимание на имевшие место изменения, которые могут отражать различные тенденции в хозяйственной деятельности клиента или являться результатом влияния различных факторов.

Использование анализа при планировании аудита осуществляется с целью определения сущности, содержания и временных границ основной программы аудита. Результаты такого анализа должны углубить и расширить представление аудитора о бизнесе клиента, о финансово-хозяйственных фактах и операциях, имевших место со времени последнего аудита. Кроме того, анализ помогает аудитору выявить те места, где преднамеренные или непреднамеренные ошибки в данных и отчетности наиболее вероятны. При этом широко используется предварительный вариант отчетности, составленный бухгалтерией клиента.

Если в ходе анализа не обнаруживается необычных колебаний, то, следовательно, возможность существенных преднамеренных и непреднамеренных ошибок в учете тех или иных показателей минимальна. Следовательно, аудитор может сократить дальнейшее детальное тестирование по проанализированным объектам, что сэкономит его время и материальные затраты, связанные с аудитом.

По материалам журнала "Аудит и финансовый анализ"

Hosted by uCoz